hlebnikov_konst (hlebnikov_konst) wrote,
hlebnikov_konst
hlebnikov_konst

К моим мыслям о человеческом

Оригинал взят у revl_sov в К моим мыслям о человеческом
Рассмотрим размышления Ивана Ивановича, в рассказе А.П.Чехова "Крыжовник":
"К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию Особенно тяжело было ночью. Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно"
.
С данными мыслями любой человек не только сознательный, но сколь нибудь совестливый - согласится, проникнится. Проникнимся и мы, отметим для себя гумманистический посыл, и пойдем идеей далее, проследим за мыслью Ивана Ивановича:

"Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно."

Тут начинается главное.
Перед нами не только ставится вопрос, на него дается ответ.
Устаивает ли нас этот ответ?
Что стоит за дверью  счастливого человека? Не человек в кожанной куртке, не партия вещающая с транспорантов и газет, с обкомов и пионерских ячеек - о тех кто по всему миру борется за то что мы уже в значительной части имеем, за социальную справедливость, за мир, за наше общее дело. В СССР на первых порах роль такого "человека за дверью" для пролетариата - выполняла партия, а для крестьян, народа в целом - выполнял пролетариат. Т.е. буквально. В стенограмме съезда ВКП(б) говорится о передаче "воли" от партии - пролетариату, от пролетариата - крестьянам. (Пикантность вопроса в том - кто стучал молоточком за дверью партии. Кто стучал - того уж не стало. Этот вопрос отложим, дабе не отвлекаться от темы статьи на большой оффтоп)

Сегодня за дверью счастливого человека не стоит ничего. Смерть с косой за дверь хотят поставить, вот что.
А должен кое-кто стоять живой, при том стоять крепко.
И в этом вопросе каждый из нас начинает колебаться, коль скоро у нас за дверью не стоит внешняя духовная сила - то единственной опорой для нас оказывается наш собственный разум и совесть. Но человек один не может ни черта.
"— В ту ночь мне стало понятно, как я тоже был доволен и счастлив, — продолжал Иван Иваныч, вставая. — Я тоже за обедом и на охоте поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? — спросил Иван Иваныч, сердито глядя на Буркина. — Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений? Мне говорят, что не всё сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Но кто это говорит? Где доказательства, что это справедливо? Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!
Я уехал тогда от брата рано утром, и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе. Меня угнетают тишина и спокойствие, я боюсь смотреть на окна, так как для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай. Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать... Ах, если б я был молод!"

Чехов, устами Ивана Ивановича, дает недвухсмысленную оценку позиции консервативной, суть мещанской, и позиции героической, истинно человеческой - революционной.
Но дав эту оценку, главный герой тут же делает то, что делают ныне очень многие - находит оправдание тому что сам не занимает позиции героической, позиции деятельной. Оправдание - старость. Чтож, рассмотрим это оправдание.
Вот что пишет по этому поводу общественный, государственный деятель, Цицерон:

И действительно, всякий раз, когда я обнимаю умом причины, почему старость может показаться жалкой, то нахожу их четыре: первая — в том, что она будто бы препятствует деятельности; вторая — в том, что она будто бы ослабляет тело; третья — в том, что она будто бы лишает нас чуть ли не всех наслаждений; четвертая — в том, что она будто бы приближает нас к смерти. Рассмотрим каждую из этих причин: сколь она важна и сколь оправдана.
Староста отвлекает людей от дел.
— От каких? От тех ли, какие ведет молодость, полная сил? А разве нет дел, подлежащих ведению стариков, слабых телом, но сильных духом?… Не силой мышц, не проворностью и не ловкостью тела вершатся великие дела, а мудростью, авторитетом, решениями, и старость обыкновенно не только не лишается этой способности, но даже укрепляется в ней, помогая своим советом, здравым смыслом, своими решениями… Величайшие государства рушились по вине людей молодых и охранялись и восстанавливались усилиями стариков… Опрометчивость, очевидно, свойственна цветущему возрасту, дальновидность — пожилому.”
Мы хотим молоточка за дверью, настукивающего нам наши шаги по жизни. Внешней, могучей, не менее как - божественной воли, которая будет тянуть нашу волю. Воли вождя. Воли партии. Чуть ли не Прусским шагом готовы мы идти, если настукивать нам будут громко, в такт. Но далеко мы так не уйдем. Мы шли так в Советское время, и даже будто бы не обратили внимание как, со временем, продолжили идти этим шагом в прямо-противоположном направлении.

Что нужно:

  • Сначала мы сами должны встать за дверью, и напоминать себе в контексте какой социальной реальности находится наша жизнь.

  • Потом мы должны избежать соблазна, подобно Чеховскому Ивану Ивановичу - находить оправдание своей пассивности, социальной бессубьектности.

  • Потом мы должны стать с молоточком за дверью у других людей. И понимать - не настукивать линейный мобилизационный марш наша конечная цель, а цель наша - каждого человека за эту дверь вывести в мир, пробудить. Нельзя в подобной борьбе уподобляться Мартину Идену, из одноименного романа Джека Лондона, кончите так же. Помните - Человек один не может ни черта. Нужны товарищи по борьбе.

Чеховский Иван Иванович - близок нам, мы можем его понять, и сделать выводы для себя.
Не сделав их вовремя - мы не рассуждения, подобные тем что у Ивана Ивановича, будем сопоставлять со своими, а обнаруживать общее в своих мыслях и мыслях подпольщика Достоевского. А это мысли страшные, не хотелось бы, о них в другой раз.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments